Вадим Попов
КУДА КАТЯТСЯ КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ ?
Статья из журнала "Транслер"
Нынешнее положение на рынке колесных дисков можно назвать неустойчивым равновесием. Аналитики грозят второй волной кризиса, потребители пытаются избавиться от любви к дешевой китайской продукции, а российские производители осторожно строят планы.
Рынок диктует – производители подчиняются
Емкость российского рынка колесных дисков, по оценкам специалистов, на данный момент составляет около 2 млн. грузовых колес в год. При этом на постсоветском пространстве представлены три серьезных игрока. Это завод «КАМАЗавтотехника», ранее входивший в корпорацию КАМАЗ, который комплектует КАМАЗ и МАЗ колесными дисками. Другой крупный игрок – Челябинский кузнечно-прессовый завод(ЧКПЗ). Кроме того, с Украины в Россию идкт колесные диски Кременчугского колесного завода (КрКЗ).
– Рынок комплектации представлен следующим соотношением: 40 % – «КАМАЗавтотехника», 40 % – Челябинский кузнечно-прессовый завод и 20 % – Кременчугский колесный завод. Ни один из российских автомобильных заводов, включая «Белорусь», включая «МАЗ», не комплектуется сегодня колесными дисками импортного производства, только в заказных эксклюзивных вариантах. То есть, массовой комплектации нет. На вторичном рынке КрКЗ в России представлен в силу ценовой политики очень слабо, не более 5-10 %. По 20-25 % между собой делят «КАМАЗ Автотехника» и ЧКПЗ. Доля импорта западных заводов Lemmerz, Gansta, Maxion, а также китайских производителей составляют около 40 %, – рассказывает генеральный директор компании «ДИА-ДИСК» Александр Хенкин.
Представленная на современном российском рынке линейка колесных дисков наиболее разнообразна у Челябинского кузнечно-прессового завода. Это происходит в силу того, что данное предприятие не привязано к серьезным автопроизводителям и имеет возможность развивать всю гамму колес. Очень широкая линейка колесных дисков, но в основном тракторных, у Кременчугского колесного завода. Поскольку «КАМАЗавтотехника»с момента создания до апреля текущего года была очень жестко привязана к корпорации КАМАЗ, она имела более узкую линейку производимых колесных дисков. Эта особенность сочеталась с гораздо более серьезным подходом к качеству колеса, поскольку все эти колеса шли на комплектацию. Такая тенденция была до апреля 2012 года, когда в Германии было подписано рамочное соглашение о покупке завода известным немецким производителем колесных дисков mefro wheels GmbH. Вследствие этой сделки, по мнению экспертов, в ближайшее время нужно ожидать расширение линейки производимых колес, и изготовления колес европейского качества.
Также надо отметить, что практически все отечественные производители в настоящее время получают инвестиции иностранных капиталов. И если в прошлые годы инвестиции в основном шли в сборку автомобилей, то сейчас уже идет развитие автокомпонентной отрасли.
В целом же специалисты отмечают рост рынка колесных дисков. Но если сравнивать с показателями 2008 года, то его показатели пока что догнать не удалось.
По мнению некоторых экспертов, в России сегодня тенденции развития по колесным дискам как таковой не существует именно вследствие конкуренции. Есть весьма беспорядочная и разобщенная конкуренция, которая и препятствует развитию тенденций в этой отрасли. На российском рынке есть несколько более-менее серьезных игроков, которые являются дилерами указанных выше колесных заводов. Назвать конкуренцию цивилизованной сложно, каждый борется, как может, а порой дело доходит и до применения пресловутого «административного ресурса».
– В основном мы конкурируем со своими российскими коллегами. Грузовая отрасль, в отличие от легковой, развивается достаточно медленно. А выходить на внешние рынки, где эта ниша гораздо больше мы не имеем возможности по ряду причин. Тут имеет значение уровень нашей продукции, пока еще не совсем соответствующий мировым стандартам. Кроме того, за границей не торопятся с нами работать, пока мы не имеем определенных патентов одобренных и защищенных за рубежом. На внутреннем рынке достаточно жесткая конкуренция, раньше доходило до демпинга, но последнее время мы понимаем, что это тупиковый путь и пытаемся работать другими методами. Приходится действовать не одними ценовыми рычагами: мы организуем доставку, предоставляем отсрочку, внедряем ноу-хау, снижаем затраты и т.д., – объясняет заместитель по маркетингу начальника коммерческого отдела компании «КАМАЗавтотехника» Виталий Кондратенко.
Колесо завтрашнего дня
В России изменение технологий производства колесных дисков для грузового транспорта можно назвать неспешным. Скажем, на 99,9 % колеса для грузовиков это традиционно стальные штампованные колеса трех различных типов. Сегодня в нашей стране увидеть установленные на грузовике литые колесные диски, как, впрочем, и кованые диски, практически невозможно. Так происходит в силу того, что подобные колесные диски у нас в стране просто не производятся, второй фактор – их колоссальная стоимость. Подобные технологии более свойственны легковому транспорту, где их увеличение – вполне явная тенденция, растущая пропорционально количеству иномарок в стране.
Однако новинки в производстве колесных дисков нередко оказываются вызванными к жизни изменениями в смежных областях.
– Наметившаяся тенденция расширения применения цельнометаллокордовых шин на отечественной технике дает толчок развитию производства профилированных колес размерности 9.00*22,5; 8,25*22,5; 6,75*17,5 и т.д., – говорит Виталий Кондратенко.
Не оставляют отечественные производители без внимания и зарубежный опыт.
– На импортной технике уже давно стали внедряться дисковые тормоза, причем не только на легковом, но и на грузовом транспорте. Применение дисковых тормозов на грузовой технике влечет за собой применение конструкции профилированных колес с внешним вентилем. Задумываются о подобной технологии и отечественные производители. Это не ахти какое ноу-хау, но коррективы в производство вносить придется. При этом следует учитывать, что колесное производство очень затратное в плане освоения. Это многомиллионная стоимость штампов, вследствие чего переход на новую технологию это всегда очень непросто, – подчеркивает Виталий Кондратенко.
Отмечают эксперты и применение новых технологий в проектировании, например таких, которые позволяют «обкатать» с помощью компьютерной программы только что сконструированную модель, чтобы сразу выявить требующие доработки слабые места. Как правило, модель колеса, доработанная таким образом, уже стопроцентно соответствует своему «материальному» оригиналу.
Практически все производители уже имеют или пытаются закупать новые технологии по раскатке, используют новые типы и виды марок стали, что приводит к тенденции снижение веса колеса и увеличению грузоподъемности.
Почем колеса?
– Что касается динамика цен на колеса, то буквально 3-4 месяца назад она несколько остановилась. С середины прошлого года назад эта динамика шла по возрастающей, все дороже и дороже. А в 2008 году, с началом кризиса, с января и по октябрь, пока страна в него погрузилась, цены на металлопрокат взлетели в среднем на 60 %. И изменение цен на заводах шло ежемесячно, – рассказывает Александр Хенкин.
– Цены на колесные диски сегодня отражают увеличение цен на сырье. И это неудивительно: цены на сырье для производства колесных дисков и цены на конечную продукцию тесно взаимосвязаны. За прошлый год цены сильно подросли, металлурги очень сильно (порядка 20 % на некоторые позиции) увеличили цены на свою продукцию. Мы отреагировали на это аналогично. Металл в нашей стране очень дорогой, это достоверный факт и это главная проблема, – считает Виталий Кондратенко.
Приведенные мнения разделяют и зарубежные партнеры российских производителей. Первой из причин такого положения дел принято называть высокую энергозатратность российской экономики. А поскольку металлургия как отрасль сама по себе достаточно затратна, то и отечественный металл не может быть дешевле. Некоторые российские производители строят планы в ближайшем будущем «перенастроиться» на зарубежных поставщиков. Наиболее привлекательно выглядит с этой точки зрения достаточно дешевый индийский металл, поскольку в этой стране низки и энергетические, и трудовые затраты.
Особое отношение среди производителей колесных дисков к Китаю, который имеет свой емкий внутренний рынок, поглощающий большое количество ресурсов. Отечественные производители предполагают, что если бы там вдруг наметился кризис, то вся эта лавина технических и экономических возможностей могла бы хлынуть на внешний рынок. Поэтому не обходится без опасений появления на российском рынке весьма конкурентоспособного в плане цен и затрат «китайского монстра», которого не остановят в полной мере даже самые мощные таможенные рычаги.
Конечно, производители колесных дисков опасаются новой волны кризиса, который ударит и по ним, и по их клиентам.
– Рынок колес жестко привязан к рынку грузового автотранспорта, а тот в свою очередь привязан к объемам, связанным в первую очередь со строительством и металлоперевозками. Как только снижает обороты строительство, тут же останавливаются связанные с ним грузоперевозки, следовательно, тут же снижается потребность в запчастях вообще, и, в частности, в колесных дисках. Поэтому одна волна кризиса прошла, идет вторая волна, чего, собственно говоря, все и ждут. И все это происходит на фоне постоянного повышения цен на металлопрокат и, естественно, колесную продукцию и очень монополизированного рынка на металл. При этом 60 % стоимости колеса составляет стоимость металлопроката, – говорит Александр Хенкин.
Между потребителем и автопроизводителем
Уровень образованности среднестатистического российского потребителя в вопросе эксплуатации колесных дисков очень низок. Производители отмечают, что если отбросить постоянную клиентуру, с которой они работают из года в год, то любая просьба случайных покупателей начинается с ликбеза по колесным дискам и уходу за ними. Причем зачастую покупатель не дает каких либо вводных ни по условиям эксплуатации, ни по характеру перевозимого груза.
Разумеется, существуют правила ухода за колесными дисками. В первую очередь это соблюдение режима нагрузки. Любой производитель помимо так называемой геометрии колеса, размеров и назначения, обязательно указывает максимально допустимую нагрузку на колесо. Однако на практике нередко в дело идет традиционный российский принцип «в кузов влезает – грузим еще». В результате «бычок», который имеет каталожную грузоподъемность 3 тонны (с нагрузкой на колесо в 1450 кг силы), может быть нагружен на 5-5,5 тонн. Специалисты отмечают, что несколько более цивилизованный подход применяется в междугородных перевозках на магистральных грузовиках, но отнюдь не в силу того, что нечего грузить, а в силу более серьезного контроля, например, наличия на трассах весовых пунктов.
Меняют колесные диски в России нечасто, а попытки сэкономить, купив дешевую продукцию, можно назвать скорее правилом, нежели исключением. Причем очень многие делают выбор в пользу китайских колес в силу их дешевизны, с серьезным ущербом в качестве, несмотря на то, что колесо является элементом безопасности и требует обязательной сертификации.
– Пока народ не поймет, что лучше эксплуатировать немногим более дорогое отечественное колесо, но иметь серьезные гарантии по качеству и иметь возможность для предъявления рекламаций заводу-производителю, нежели эксплуатировать дешевое колесо и не иметь возможности разобраться, что же случилось – все будет по-прежнему. Потому что по китайским колесам претензию предъявлять абсолютно некому, эта «цепочка» прерывается на границе, а дальше – полтора миллиарда китайцев. Доходит до абсурда – есть целый ряд предприятий-партнеров, которые отчасти перешли на работу с китайцами, многие из которых даже не могут назвать компанию производителя, – рассказывает Александр Хенкин.
По мнению экспертов, сегодня ряды здравых потребителей постепенно растут, но для того, чтобы воспитать массового цивилизованного потребителя, должно пройти время.
Закономерно, что перспективы производителей колесных дисков строятся в основном на перспективах автопроизводителей. Это смежные рынки и изменения на первом рынке обязательно скажутся на втором. Отечественный производитель колесных дисков ждет появления новых заграничных игроков, увеличения объемов производств таких производителей как Volvo, Scania, Mercedes. По некоторым прогнозам рынок будет насыщаться автомобилями этих марок, причем произведенными здесь, в России. Во всяком случае, отечественные производители колесных дисков готовы встретить такой оборот событий во всеоружии: они проходят сертификацию по новым образцам и закупают новое оборудование.
|